Для поддержания оптимальной эффективности работы катализатора необходимо стремиться к идеальному соотношению компонентов сжигаемой рабочей смеси (лямбда = 1).
У M52 с MS42 и M54 с MS43 используется система контроля ОГ с двумя лямбда-зондами. Лямбда-зонды (реагирующие на скачок сопротивления) располагаются в выпускном коллекторе.
У M43 с BMS46 имеется только один ряд. Лямбда-зонды (реагирующие на скачок сопротивления) располагаются в развилке.
Они измеряют остаточное количество кислорода в ОГ и передают сигналы с соответствующим напряжением на ЭБУ. Там в случае необходимости состав смеси соответственно корректируется путем изменения времени впрыска. При отказе лямбда-зонда управление берет на себя ЭБУ двигателя с помощью запрограммированного неизменяемого эквивалентного значения (прим. 0,45 В). Благодаря такому расположению сокращается время нечувствительности для отдельных участков системы выпуска и повышается точность измерений.
На автомобилях с двигателями М52 и M54 каждый зонд охватывает три цилиндра с относящимся к ним выпускным трубопроводом (цилиндры 1-3 и 4-6). Пример проверки: Если изменяются времена открытия форсунок первого ряда (цилиндры 1-3), то должен реагировать также лямбда-зонд первого ряда. В противном случае зонды перепутаны.
На автомобилях с типом двигателя M43 один зонд охватывает все 4 цилиндра.
Функционирование регулирующего лямбда-зонда также контролируется. Нарушение функционирования лямбда-зонда, причиной которого стало, например, использование этилированного топлива, распознается в ЭБУ двигателя благодаря изменению частоты регулировки лямбда-зонда.
Так как для готовности лямбда-зондов к работе необходима температура прим. 300 градусов Цельсия, производится нагрев лямбда-зондов. Нагрев активизируется ЭБУ двигателя.