Пределы совершенства
Александр Мельник, фото БМВ
Пятое поколение пятой серии БМВ безусловно войдет в историю. Уже хотя бы потому, что эта машина – самая революционная за всю тридцатилетнюю биографию модели.
[ BMW-5-Serie-530i ] Работаем на контрасте Сколько ни ищи, а более разительного контраста трудно придумать. Рядом с древней как мир, огромной и кряжистой маслиной, чей мощный ствол метра четыре в поперечнике избороздили тысячелетние морщины, наш автомобиль казался пришельцем из другой галактики. Старики из предгорной сардинской деревеньки утверждают, а ученые из соседнего Кальяри как будто подтверждают, что удивительному дереву три тысячи лет. БМВ, на котором мы забрались в эту средиземноморскую глушь – самая последняя, самая горячая новинка автомобильного мира. Вся его конструкция, от пружин подвески до зеркал заднего вида, от шин до лобового стекла, буквально пронизана нервами электронных систем. Уникальные кузов, фары, рулевое управление – таким видят будущее автомобилестроения баварские инженеры.
Даже чисто внешне новый БМВ 5-й серии словно намеренно рвет со всеми традициями. “Что скажете? – интересовались немцы мнением журналистов в порту Кальяри, где состоялось наше очное знакомство с “пятеркой” пятого поколения. – Каковы первые впечатления?” И я, признаться, не нашелся, что ответить. Эта машина настолько не похожа на своих предшественниц, что и сравнивать вроде бы глупо.
Даже если очень внимательно изучать внешность БМВ-530i, сверкавшего перед нами полированными боками, и держать перед глазами фотографию автомобиля образца 1995 года, можно найти одну, ну, максимум, две общие черточки, не больше.
Похожие оконные рамки – черное в изящном хроме – и элегантный обратный наклон задней стойки. Все! Даже фирменные “ноздри” решетки радиатора стали больше, вместе с рельефным капотом напоминая родстеры Z3 и Z4. Строгие традиционные фары, указатели поворотов, задние фонари уступили место современной изощреннейшей светотехнике. И классический для БМВ выступающий багажник дизайнеры постарались свести на нет нарочитым совпадением угла наклона задней стойки кузова, фонарей и крышки. Вместе с полукруглой линией крыши все это создает иллюзию хэтчбека. Словно бы команда художников под руководством англичанина Криса Бэнгла задалась целью забыть все, что создали для “пятерки” немецкие дизайнеры. И начать обязательно с чистого листа.
Получилось? На все сто. К лучшему ли это? Не очевидно. Во всяком случае традиционное для “пятерки” сочетание классической солидности со спортивной стремительностью нравилось очень многим. Сможет ли стать столь же популярной подчеркнуто авангардная спортивность?
Настоящий БМВ Однако же хватит о внешности, право. Тем более, что баварских “жеребцов” мы любим не только за масть или стать. И даже не столько за них, сколько за горячую кровь и то особое удовольствие, что может доставить водителю любой БМВ. Вот почему меня не пришлось дважды упрашивать сесть за руль 6-цилиндровой 530i. 231 сила, шесть передач механической коробки, семь секунд до сотни. Поехали!
Что за незадача? Показалось, что я вижу нелепый сон. На первой, второй, третьей передачах машина разгонялась с заметной ленцой, пока стрелка тахометра не добиралась до отметки в три тысячи оборотов. “Как же так, – поинтересовался я вечером у одного из инженеров, занимавшихся трансмиссией, – что вы такое сделали с машиной?” – “Увы, – привычно вздохнул немец, – на это пришлось пойти, чтобы “пятерка” соответствовала требованиям Евро IV по вредным выбросам”.
Но должен сказать, что это было первое и, пожалуй, последнее огорчение, которое доставил мне новый БМВ. О мелочах, типа сенсорных переключателей указателей поворотов, к которым приноровиться целая проблема, или простоватой, как мне показалось, панели приборов (старая, на мой взгляд, смотрится и солиднее, и богаче, и более индивидуальной), много говорить не стоит, все это дело привычки или вкуса, о котором не спорят. Главное, что новая “пятерка” сразу же, мягко, но требовательно взяла меня в оборот. Словно роскошная, знающая себе цену красавица: “Пойдем, герой, я покажу тебе, что такое настоящая жизнь и настоящая страсть”.
Технология пятого поколения Присоединение алюминиевой передней части к стальному кузову потребовало от технологов БМВ внедрения уникального производственного процесса. В нем используются склеивание, клепка, газо-, электро- и лазерная сварка. При этом степень автоматизации достигает 98 процентов. Сборкой кузова на заводе в Дингольфинге занято около тысячи промышленных роботов, причем триста из них работает над изготовлением алюминиевой передней части. В результате состоящий из почти 500 деталей кузов вместе с навесными панелями весит менее 350 кг.
“Я встретил вас. И все!”
Маршрут, который нам предстояло пройти, как нельзя более способствовал такому развитию событий. Для начала мы с БМВ разогрелись на широкой автостраде, ведущей из столицы острова Кальяри на север, в Ольбию. Здесь можно было почувствовать, на что способен этот мотор. Правда, для таких дорог больше подходит 6-ступенчатый “автомат”, с механической коробкой передач здесь неинтересно. Я лишь проверил шестую, повышающую передачу, предназначенную создателями новой трансмиссии для комфортабельной экономичной езды – обороты коленвала падают, мотор работает тише. Максимальной же скорости 530i достигает на пятой передаче.
А потом дорожная легенда заставила нас свернуть на восхитительную предгорную дорогу, которая петляла, поднимаясь все выше, а затем стала спускаться к морю. Вот где 530-я показала свой настоящий характер! Она так замечательно послушно ввинчивалась в повороты, широкие покрышки так крепко цеплялись за асфальт, что правая нога непроизвольно все глубже и глубже вдавливала педаль газа. Потрясающее чувство! Эх, если бы еще точно знать, что из-за следующего поворота не вынырнет встречный…
За доплату можно заказать боковые окна из двух слоев стекла и слоя поликарбоната, упакованного в тетраполиуретановую пленку. Такое окно НЕВОЗМОЖНО РАЗБИТЬ даже топором
Знакомый по “семерке” КОНТРОЛЛЕР “АЙ-ДРАЙВА” в новой машине ограничен четырьмя функция-ми – управление климат-контролем, аудиосистемой, навигацией и связью
На заднем сиденье “пятерки” СТАЛО ПРОСТОРНЕЕ, чем в ее предшественнице – пространство для ног увеличено на 46 мм
Объем багажника УВЕЛИЧИЛСЯ НА 60 ЛИТРОВ – до 520 л
Отдельная песня – так называемое активное рулевое управление. Перед тем как отправить меня в дорогу на новой “пятерке”, любезные хозяева дали попробовать на ходу две машины – стандартную и оборудованную новым рулевым механизмом. Впервые в мире немцы поручили электромотору изменять не только степень усиления, как делает это стандартный гидроусилитель, но и передаточное отношение во время езды. Так что в зависимости от скорости руль может иметь от трех до полутора оборотов от упора до упора.
При спортивной манере на скоростях около 120 км/ч автомобиль реагирует на поворот руля значительно более динамично и четко – утверждали немецкие инженеры. И действительно, на асфальтовом серпантине сардинских дорог, где едва ли не треть поворотов – на 180 градусов, управлять машиной было легко и приятно, не приходилось постоянно перехватывать руль руками.
Ее секреты Короче говоря, через двести километров я в эту машину влюбился. Правда, к внешности ее так пока и не привык. Ну странная она, эта антенна – словно гребешок на крыше, ей-богу! И указатели поворотов – как будто от другого автомобиля. Однако мне уже хотелось знать про нее все. Как, что именно нужно сделать, чтобы построить такое совершенство?
Оказалось, что конструктивно новая 530-я настоящий шедевр инженерной мысли. Взять хотя бы кузов. Чтобы сохранить идеальную для заднеприводного автомобиля развесовку, немцы сделали всю переднюю часть кузова (не только крылья и капот, но и несущие конструкции) из алюминия. Вместе с алюминиевой подвеской экономия составила 45 кг, которые и переместили назад.
Но такая операция потребовала настоящей революции в технологии производства. Ведь у стали и алюминия разные коэффициенты теплового расширения и разные электрохимические потенциалы. Пришлось изобретать целую хитрую систему крепления с особыми заклепками через каждые 5 см и специальным изолирующим слоем, чтобы между стальной задней частью и алюминиевой передней не возникло коррозии.
Еще одна особенность машины – не боящиеся проколов покрышки. Сама по себе такая система не мировая новинка. Но одно дело – слышать, что чудо-шины установлены на “роллс-ройсах” и им подобных суперкарах, а другое – попробовать систему на ходу. Небольшой круг со множеством поворотов в порту Кальяри с пробитым задним правым колесом убедил меня в том, что такие шины не роскошь, а насущная необходимость.
Как и система адаптивного света фар, позволяющая заглянуть внутрь поворота. Правда, последняя, наряду с чудо-покрышками, владельцам новой “пятерки” будет доступна лишь за дополнительную плату. А вот дуэт электронных помощников DSC+DTC (динамический контроль курсовой устойчивости и динамический контроль тяги) входит в базовое оснащение. Оба смогут стать хорошим подспорьем водителю БМВ на скользких дорогах.
Чтобы хотя бы вкратце описать действие этих и еще многих других систем новой “пятерки”, пришлось бы посвятить им полжурнала. И как раз это обстоятельство заставило насторожиться. Конструкция машины настолько изощренно-сложная, что в какой-то момент начинаешь задумываться – насколько такая сложность оправданна? Причем порой поставленной цели так и не удается достичь. Скажем, идеальной развесовки все равно не получилось – 52:48 по осям. Стоило ли устраивать технологическую революцию? И во что обойдется небольшой кузовной ремонт, если вы по неосторожности помнете машину между передним крылом и дверью?
Или еще пример. Стремясь во что бы то ни стало улучшить характеристики управляемости, создатели новинки удлинили базу и колею, в погоне за оригинальностью облика увеличили габариты машины. Однако размеры салона возросли отнюдь не пропорционально. Скажем “купеобразная”, как называют ее немцы, полукруглая крыша увеличила высоту 530-й на 40 мм. А пространство над головой водителя и задних пассажиров увеличилось всего на 10 и 7 мм соответственно.
Из-за увеличения колесной базы незначительно возрос РАДИУС РАЗВОРОТА “пятерки” – с 5,65 до 5,77 м
Впрочем, истинные поклонники БМВ от подобных мелочных расчетов наверняка лишь поморщатся. Они-то знают, что нет пределов совершенству. Другое дело, что за совершенство приходится платить. И как правило, дорого.
Журнал КупиАвто.